В отличие от прочих игр из комплекта The Orange Box, успех Team Fortress 2 был не столь очевиден. Оригинал в виде любительского мода к первому Quake вышел в 1996 году и фактически явился родоначальником жанра командных экшенов. Разделение игроков на классы, необходимость слаженной игры и четкого взаимодействия — все это пришло именно из Team Fortress. Ввиду массового успеха авторы оформились в Team Fortress Software и взялись было делать коммерческий мод для Quake 2. Но затем в мире случился Half-Life 2, и разработчики благополучно перешли в состав Valve Software, чтобы заняться полноценным сиквелом.
С тех пор прошло одиннадцать лет. Сегодня все иначе. Законодателями мод в жанре давно уже стали DICE и их Battlefield; вяло, но упорно огрызается Enemy Territory: Quake Wars, да и Counter-Strike по-прежнему живее всех живых. Конкурировать в таких условиях трудно, и спасти Team Fortress 2 от забвения могла только свежая и яркая идея. В Valve такую нашли. Шоу-бизнес
Пока все прочие участники многопользовательских забегов делают серьезное лицо и замогильным голосом вещают про мрачное будущее и глобальные войны, Team Fortress 2 выступает в жанре выездного цыганского балагана. Помните рекламные ролики, где представители каждого класса зачитывали уморительные монологи, рассказывая о своих профессиях? Они и в самом деле идеально передают атмосферу всей игры.
Суровые мужчины с автоматами здесь заменены на карикатурных персонажей. Ближайшие художественные ориентиры — симулятор доктора Зло Evil Genius и трехмерный мультфильм The Incredibles («Суперсемейка»). Отличительные черты здешних героев — широкие скулы, массивные нижние челюсти, героический взор и смешные маленькие ножки. Персонажи выписаны гениально: двухметровый детина-пулеметчик или вот доктор с добрым взглядом и пилой наперевес. Или шпион в наглаженном костюме и черной маске. Но самое главное — уникальный визуальный стиль принимает активное участие в геймплее: представителей разных классов спутать невозможно.
Отдельный повод для восторгов — мимика местных персонажей.
Декорации соответствующие — если вы заглянете в сверхсекретный бункер, то непременно обнаружите там ядерные ракеты и пульт управления с миллионом разноцветных кнопок. Это такой большой привет No One Lives Forever.
Все эти вроде бы незначительные детали в корне меняют ощущение от игры. В Team Fortress 2 не только интересно, но и очень весело бегать. Весело смотреть, как герои деловито семенят по уровням. Весело стрелять из огромных пушек (которыми тут снабжен практически каждый класс). И очень, очень весело смотреть, как враги разлетаются на груду кровавых ошметков (есть и такое).
Этим, впрочем, развлекательный потенциал игры не исчерпывается. Чтобы разнообразить процесс, разработчики ввели в игру подсчет совершенно необязательной, но крайне забавной статистики. К примеру, здесь отслеживают, сколько секунд вы сумели продержаться, прежде чем вас убили. Или скольких противников вы закололи ножом. Или сколько раз попали в голову — вариантов, в общем, масса. При этом после каждой смерти вам обязательно покажут стоп-кадр убийцы (очевидно, чтобы его можно было лучше запомнить в лицо) и предложат запечатлеть момент, нажав на специальную кнопку. Кроме того, в наследство от Xbox 360 досталась система из почти двух десятков «подвигов». Среди прочих — «отомстить пятерым врагам», «обмануть вражеского медика, заставив его вылечить вас» и «убить тысячу врагов». Назад в будущее
На некоторых картах можно устраивать самые настоящие снайперские дуэли.
Фокус в том, что все эти шоу-атрибуты скрывают под собой практически ту же самую игру, что и одиннадцать лет назад. Пока конкуренты пытаются развить жанр и изобретают какие-то там системы рангов и поощрений, Valve выпускают проект, сделанный по лекалам одиннадцатилетней давности. Никаких открытых пространств и транспортных средств. Никаких новаторских игровых режимов. Никаких эпических сражений с участием сотен игроков. Никаких заигрываний с физикой и прочего потакания текущим трендам. Вместо этого — тесные карты, привычные режимы вроде захвата флага или удержания контрольных точек, ограничение число игроков на сервере (не более двенадцати человек с каждой стороны). Поначалу все это выглядит настолько дико и несовременно, что просто оторопь берет.
Но самое удивительное, что древняя механика отлично работает даже спустя все эти годы. Более того, когда в тесной комнатушке пятнадцать человек остервенело поливают друг друга огнем и свинцом, испытываешь почти детский восторг. Вот кто-то подорвался на удачно поставленной мине, вот затесавшийся в ряды соратников шпион зарезал медика, затем в толпу дерущихся врывается огнеметчик и сжигает все живое за десять секунд. Это очень старомодное, но все еще крайне затягивающее развлечение.
Море трупов, огня и крови — в Team Fortress 2 подошел к концу еще один раунд.
Фокус тут вот в чем. Вместо того чтобы прилаживать к старой игре модные новшества, в Valve просто довели до совершенства то, что уже было. Все элементы механики тут идеально подогнаны друг к другу. Основными достоинствами, конечно, стоит признать четко выверенный баланс и богатство тактических схем. В игре девять классов, разделенных на три группы: атакующие (разведчик, солдат, поджигатель), защитники (подрывник, пулеметчик, снайпер) и поддержка (инженер, медик, шпион). Все они получились разными: дело не только во внешности, но и в наборе оружия, а также сильных и слабых сторонах, которыми наделен каждый представитель. Так, например, разведчик очень быстро передвигается, но плохо вооружен и не очень-то крепок. Это, понятно, делает его идеальным юнитом для скорейшего захвата контрольных точек. А, скажем, подрывник идеально подходит для разрушения вражеских турелей и минирования, но у него нет даже самого завалящего пистолета, так что он совершенно беззащитен перед любым стрелком.
И так со всеми: универсальных бойцов здесь не бывает, каждый хорош только тогда, когда его поддерживают другие. Все это буквально вынуждает игроков взаимодействовать друг с другом. В условиях небольшого масштаба сражений эффект просто потрясающий. Часто бывает так, что незнакомые люди буквально через полчаса игры превращаются в идеально слаженную команду. Вдобавок почти всегда находятся неформальные лидеры, которые умудряются вести за собой людей. В общем, благодаря хирургически выверенному балансу Team Fortress 2 пробуждает в совершенно не знакомых друг с другом людях настоящий командный дух.
Серьезный недостаток, пожалуй, только один: Team Fortress 2 слишком быстро приедается. В комплект входит всего шесть карт, званий и наград не предусмотрено, а боевого азарта хватает ровно на три вечера игры. Но тут расчет понятный — Valve выпустили скорее основу для народного творчества. В Сети уже начали появляться первые моды, а что с игрой станется через год — страшно представить. Главное достоинство Team Fortress 2 — пробуждение в абсолютно незнакомых людях чувства локтя.
* * *
По итогам Team Fortress 2 — самое слабое звено в The Orange Box. Здесь нет эпического размаха Half-Life 2: Episode Two и гениальности Portal. Зато есть много визуального юмора и искрящая атмосфера, чего в других командных многопользовательских шутерах сегодня не найдешь.
P.S. Русская версия игры от «Буки» вышла добротной, но без особых изысков: голоса оставлены оригинальными, текст переведен вполне прилично. Кроме пары огрехов (кое-где нам удалось обнаружить английский текст), других претензий к российскому изданию Team Fortress 2 у нас нет.
Реиграбельность — да
Классный сюжет — нет
Оригинальность — нет
Легко освоить — да
Оправданность ожиданий: 75%
Геймплей: 7.0
Графика: 8.0
Звук и музыка: 8.0
Интерфейс и управление: 8.0
Дождались? Одиннадцать лет спустя Team Fortress возвращается, изменившись исключительно внешне. Командный драйв и узкие коридоры на месте, зато все это теперь обставлено в виде комиксов про доктора Зло.
Рейтинг «Мании»: 7.5
«Хорошо»
Локализация: 2/3
|